Как Интернет вещей меняет нефтяную индустрию
Зачем нефтяной индустрии Интернет вещей?
Отчет McKinsey показал, что Интернет вещей способен оказать значительное влияние на глобальную экономику, увеличив суммарный доход от $3,9 трлн до $11,1 трлн к 2025 году. Прогнозируется, что $930 млрд вливаний в экономику поступит из нефтеперерабатывающей промышленности. Неудивительно, что, зная о колоссальном потенциале IoT, мировые инвесторы задумываются о том, как внедрить элементы Интернета вещей в нефтяную индустрию. Ведь ключ к успеху — именно в интеграции современных технологий и традиционных процессов добычи нефти.
О том, что индустриальный Интернет вещей способен привести к настоящей революции, эксперты Deloitte впервые заговорили в 2010 году. В противовес растущим ценам на нефть (которые превышали $100 за баррель), новые IoT технологии привели к более приемлемой стоимости — от $20 до $30 за баррель.
На протяжении следующих пяти лет мировая нефтяная индустрия неохотно принимала инновации. Хотя геофоны, роботы, спутники и другие усовершенствованные технологические решения внедрялись на разных этапах производства, не было полной интеграции в индустрию. Так, в 2015 году ученые MIT опубликовали исследование, согласно которому нефтяная область использовала IT-технологии значительно меньше, чем это происходило в других сферах. А именно, по шкале от 1 до 10 уровень внедрения IoT на нефтеперерабатывающих предприятиях составил 4,68.
Серьёзность этого упущения неоспорима, ведь нефть находят в тех местах, которые не столь уж доступны. Интернет вещей позволяет компаниям отслеживать процессы часами в удаленном доступе. При этом, скорость определения источника нефти гораздо выше в тех случаях, когда в работе используют «умные» девайсы.
Интернет вещей способен обеспечить нефтяную индустрию следующими функциями:
— мониторинг за операциями в режиме реального времени;
— контроль за рабочими процессами 24/7 с целью улучшить продуктивность и обмен знаниями внутри организации.
В то же время, исследование Oxford Economics подтвердило, что внедрение Интернета вещей в нефтяную индустрию могло бы увеличить мировой валовый внутренний продукт на 0,8%, что равноценной $816 млрд, в течение последующих десяти лет.
Игроки нефтяной индустрии, располагающие более продвинутым техническим оснащением, способны работать под давлением 20 тысяч фунтов на квадратный дюйм и выдерживают температуру 350°F, в частности, на больших глубинах, увеличивая интенсивность вытеснения нефти водой. Использование роботов также даёт возможность работать в удалённых и опасных локациях, а значит, значительно снижается коэффициент смертности. А риск летального исхода в данной индустрии достаточно велик. Так, согласно данным Центров контроля за смертностью, с января 2015 по январь 2017, зафиксировано 602 несчастных случая, 481 сотрудник госпитализирован — и, в результате, 166 человек были вынуждены согласиться на ампутацию конечностей. С 2017 года, когда IoT стал входить в законные права, количество инцидентов уменьшается.
Поговорим об финансовых вливаниях
Исследование нефтяных компаний с годовой производительностью в размере 270 млн баррелей показало: приложения IoT способны снизить затраты во время добычи и доставки нефти более чем на $500 млн.
Если компания добывает нефть из 50 тысяч скважин, Интернет вещей даёт возможность контролировать несколько производственных этапов и нивелирует риск убытка, который в случае провала операции стоит от $100000 до $300000 в день.
Кроме того, умные сенсоры, взаимодействие машин и большие данные увеличивают количество времени бурения, в то же время цепь поставок, зависящая от сетевой мобильности, снижает инфляцию затрат и простои на производстве.
Затем, современные 4D технологии, позволяющие собирать сейсмические данные, проясняют представление нефтяных компаний о геологии недр.
Чтобы убедиться в эффективности Интернета вещей в нефтяной индустрии на практике, а не только в теории, взглянем на следующий пример.
Американская компания Apache Corp. заключила договор с фирмой, работающей в области аналитического программного обеспечения. Благодаря современным IT-технологиям Apache не только улучшила работу электрических погружных насосов, но и разработала трехшаговую схему прогнозирования продуктивности. На первой стадии используется гибридная и мультидисциплинарная информация о насосах, производстве и характеристиках недр. Это позволяет предугадать, где могут возникнуть риски. Вторая стадия — использование дополнительных сведений первого этапа для формирования предположений оптимальной конфигурации насосов. Третий шаг позволяет оценить потенциально продуктивную мощность перед началом работ.
По информации Penn Energy, американские нефтяные компании теряют приблизительно $10 млрд из-за утечек как при добыче, так и во время транспортировки нефти. Решение этой проблемы также лежит в плоскости IoT.
Например, компании Enbridge и TransCanada собирают данные о потенциальном нефтепроводе из сенсоров, установленных внутри или снаружи трубы. Новые технологии заменяют органы чувств. В частности, пароизмерительные трубки «видят» битум; фиброоптические датчики «чувствуют» колебания температуры, вызванные битумом, утекающим в почву; углеводородный сенсорный кабель отправляет электрические сигналы, чтобы узнать запах углеводорода. Наконец, акустическая система способна «на слух» уловить звуковые вариации и безошибочно определить утечку нефти.
Внедряя элементы IoT на предприятиях, нельзя забывать и о кибербезопасности. Ведь информация, способная обогатить компании, может заинтересовать и конкурентов. Чтобы не произошло утечки информации и, как следствие, не случилось технических сбоев в работе, сотрудники, занимающиеся мониторингом в удалённом режиме, должны знать о безопасной работе в Интернете. Кроме того, необходимо защищать гаджеты, устанавливая на рабочие приложения пароли.
Заключение
По прогнозам, озвученным в фундаментальном отчете Orian Research, Европа — самый перспективный рынок для внедрения IoT технологий, в частности, роботов. Резкая индустриализация в регионе, развитие которого определяется секторами нефти и газа, также повышает спрос на роботов. При этом, главными игроками в сфере IoT остаются такие гиганты, как ABB Ltd., AGT International, Cisco Systems и Davra Network.
Анастасия Шкуро